Андрей Владимирович Мирончик — председатель комитета по трофи-рейдам на квадроциклах Федерации мотоциклетного спорта России.
Поговорили о настоящем и узнали о будущем квадроспорта в России. О том, как сейчас проходят соревнования, как стать участником и в каком классе можно ездить. Оценили рост популярности трофи-рейдов на квадроциклах в стране и рост уровня подготовки квадроспортсменов новой волны.
Читайте интервью, приобщайтесь к новостям «с передовой»!
Андрей Мирончик
председатель комитета по трофи-рейдам на квадроциклах Федерации мотоциклетного спорта России
1. Расскажите, чем занимается комитет, какие цели перед собой ставит.
Комитет по трофи-рейдам на квадроциклах — это структурное подразделение Общероссийской Общественной Организации «Федерация мотоциклетного спорта России». Главная цель комитета — развивать мотоспорт в России.
Комитет по трофи-рейдам на квадроциклах разрабатывает правила, регламенты, составляет календарь соревнований, организует и проводит соревнования.
2. Что происходит на соревнованиях? Какие виды соревнований и заездов проводите? Что мотивирует людей участвовать?
Соревнования по трофи-рейдам на квадроциклах — это встреча единомышленников, старых друзей и, конечно, спортивный праздник с четкими правилами. В течение года в разных регионах страны проходят отборочные этапы Чемпионата России по трофи-рейдам на квадроциклах. В конце сезона проходит Чемпионат России.
Участников соревнований делят на классы Спорт и Открытый. Есть класс и для начинающих — называется Туризм. Возраст участников во всех классах — от 15 лет.
Участники преодолевают несколько линейных навигационных спецучастков (СУ), их протяженность от 20 до 60 км, каждый в заданном порядке.
Маршруты СУ — дороги с разным ландшафтом, в том числе с глубокими колеями, бродами, песками, болотами, камнями и т.п. препятствиями.
Точное количество линейных навигационных СУ публикуют в регламенте перед стартом соревнований.
Линейный Кольцевой Спецучасток (Трофи-кросс)
Трасса состоит из разнообразных внедорожных ландшафтов:
- труднопроходимые болота — 20-30% протяженности
- броды и вода — глубина до 1 м
- грязевые и колейные участки — 30-40% протяженности
- проселочные, лесные дороги и пашни — 30-40% протяженности
Конфигурация трассы должна быть такой, чтобы максимальная скорость участников не превышала 50 км/час.
Ну, а участвовать в соревнованиях людей мотивирует драйв, адреналин, дух соперничества. Езда на квадроцикле обретает совсем другие краски — когда ты ездишь в соревнованиях!
3. По каким ландшафтам проходят соревнования?
Соревнования проходят по внедорожным ландшафтам. Все зависит от района проведения. Если говорить про Ленинградскую область и Карелию, это как правило, болото, какой-то рельеф, какие-то затопленные участки, канавы, может быть, реки, броды, лесные колеи после каких-нибудь лесовозов. Всё зависит в основном от местности.
4. Те, кто приезжают в первый раз, – сразу соревнуются с опытными спортсменами в одном зачете?
Те, кто приезжают в первый раз, могут выбирать, с кем соревноваться, и в какой класс записаться. Есть класс Туризм, он считается классом для начинающих квадроциклистов, которые пока без богатого опыта участия в соревнованиях. Начинающие могут попасть в этот класс. Ну а, соответственно, в финал едут только отобравшиеся квадроциклисты.
5. Что нужно для участия? Как подготовиться?
Для участия в кольцевых гонках нужно желание, умение ездить на квадроцикле и сам квадроцикл. Подготовиться — согласно правилам и техническим требованиям: колеса не должны быть очень большими, т.е. размер колес не должен превышать 760 мм.
Соответственно, для езды по линейным навигационным СУ нужно уметь владеть навигатором, разбираться в нем, немного разбираться в картографии, ориентироваться в пространстве, потому что нужно ездить и собирать навигационные точки. Вот, пожалуй, это и нужно. Ну и, естественно, должны быть права на квадроцикл.
6. На каких квадроциклах участвуют и побеждают?
Участвуют на всех серийно производимых и продаваемых квадроциклах в нашей стране. Соответственно, это может быть BRP, это может быть Polaris, Yamaha, Suzuki, Honda, это могут быть наши СТЕЛСы, RM, квадроциклы Jumbo, например.
Ну, а что касается линейных навигационных трасс, там бесспорный лидер — Yamaha Grizzly, самая популярная модель квадроцикла, на которой побеждают гонщики. Что касается кольцевых гонок, — это BRP Renegade, но в последнее время в ситуации наметился некоторый перелом. Мы всех спортсменов обязали участвовать в кольцевых СУ, и теперь Ямахи стали там тоже показывать очень достойные результаты. Например, на прошедшем этапе в Рязани «Мещера-Трофи».
7. Расскажите про мониторинг в реальном времени на сайте www.atvrussia.com и прямые включения с трасс.
Мы осуществляем мониторинг в реальном времени с помощью трек-логгеров. Его качество работы, скажем, как мониторинга именно в реальном времени, сильно зависит от покрытия сотовой сети в области, где проходят соревнования. Мы пользуемся сотовой сетью МТС, поэтому если покрытие устойчивое, гонка будет вся видна в реальном времени. Соответственно, будет очень интересно смотреть и наблюдать за борьбой на трассе.
Если покрытие не очень, то логгеры будут периодически выходить на связь и выкидывать сообщения в сеть. Соответственно, это уже может выглядеть не так интересно. В прошлом году я пытался вести онлайн репортажи, но сейчас приходится больше заниматься организацией соревнований, в которых я участвую на разных этапах. Так что, пока не до онлайн рассказов про гонки.
8. Этот год выдался необычным и тяжелым для всех. Период самоизоляции и запрета на массовые мероприятия повлиял на всех и изменил планы. Расскажите, как повлияла пандемия на уровень спортсменов и весь сезон в целом? Вернулись ли участники на гонки или прослеживается спад?
Да, этот год выдался необычным и тяжелым для проведения соревнований. Особенно в начале, когда все было закрыто и запрещено — ничего не проводили. Сейчас в некоторых регионах с радостью согласовывают гонки, туда мы и едем.
Последний на данный момент отборочный этап был в Рязани. Никаких проблем с соревнованием и местными властями не было, все прошло «на ура», этап полностью удался.
Сейчас практически каждые две недели проходят отборочные этапы. Скоро будет в Воронежской области — это будет предфинальный этап. Финал запланирован на начало октября, в Ленинградской области — это будет финал чемпионата России, который будем готовить мы — комитет по трофи-рейдам. В финал смогут поехать призеры отборочных этапов.
Насчет спада интереса. Спада никакого не ощущаю, даже наоборот, кворумы гонок растут, потому что гонки проходят по единым правилам. Люди вкатываются в эти правила, им становится интересно, потому что мы обеспечиваем равноценную, равнозначную борьбу для всех, независимо от того, откуда гонщик приехал, знает ли местность и тому подобное. Соответственно, если организаторы строят интересную трассу, то гонщикам интересно там соревноваться. Вот сейчас у нас было пять экипажей из Санкт-Петербурга в Рязани, это достаточно много.
9. Как развивался квадроспорт последние годы? Изменился ли уровень подготовки участников?
За последние несколько лет мы привели правила к единому знаменателю. Ввели понятие Линейная гонка по трек-логгерам, то есть, мы ввели единые правила для всех, кто участвует в чемпионате России, кубке России. Добавили отборочные этапы по регионам. Соответственно, развиваем этот тип гонок.
Вначале всем было сложно привыкнуть. Было много споров, что лучше: ориентирование, линейка... Короче говоря, пришли к пониманию, что линейная гонка честнее. Она лучше, она понятнее. Когда ты приезжаешь в другой регион, в котором ни разу не катал, как ты будешь там ориентироваться? Ты не понимаешь где река глубокая, где мелкая, где дорога вообще проездная, где не проездная…
В линейной гонке это все стало понятнее. Плюс и для организатора это гораздо лучше. Ему проще согласовывать трассы с местной администрацией. Понятно, где твои гонщики и каким путем примерно поедут. Проще, к примеру, фотографировать участников во время заезда. Когда ты понимаешь, что на такой-то точке через какое-то время проедут все, ты стоишь, ждешь, и просто фотографируешь.
Что касается изменений в квадроспорте. Я считаю, что за последние несколько лет уровень подготовки участников тоже очень сильно изменился. Безусловно, маститые квадроспортсмены трофи-движения остались, но тем не менее, появилось много новых ребят, которые успешно сейчас тренируются, соревнуются и их уровень быстро растет.
Так что, сейчас уже гонки такие… в течение гонки «бамбук не покуришь». Если только где-то ошибся — тут же соперники этим воспользовались, тебя обгоняют. Очень динамичные соревнования стали. Я считаю, что квадроспорт стал уже таким «реальным спортом».
Со стороны правил мы тоже постарались: делаем их такими, чтобы люди боролись до конца, чтобы было интересно. Не так, что в начале ты ошибся и всё — у тебя нет шансов бороться. Нет, мы постарались сделать правила такими, чтобы участники могли бороться, и при упорной борьбе всегда имели бы шанс получить хороший результат.
Да вот недавний пример. Гонка в Рязани. Роман Соломяный и Михаил Лукьянов на первом спецучастке приехали со вторым результатом. На втором спецучастке — приехали с предпоследним результатом. Уже сильно расстроились, но, тем не менее, кольцевую гонку проехали первыми. Боролись до конца, и в итоге заняли первое место по результату двух дней.
Я считаю, что это как раз и есть показатель справедливости наших правил.
Андрей Владимирович, спасибо вам за интересное и подробное интервью. Мы и сами чувствуем, что заинтересованность в квадроспорте очень сильно выросла, как и опыт гонщиков. Это видно по огромному спросу на нашу экипировку за последние 1,5-2 года.
Еще раз спасибо, что выделили время. Желаем успехов в развитии квадроспорта России, а мы всегда готовы способствовать экипировкой FINNTRAIL на благо любимого спорта.